Новосибирский археолог Евгений Богданов представил результаты исследования двух стел окуневской культуры раннего бронзового века, обнаруженных во время охранно-спасательных раскопок в Республике Хакасия. Оба изваяния были частью каменных оград, сооруженных вокруг курганов представителями более поздней эпохи. На одной из стел, по всей видимости, изображено лицо мужчины-шамана в трехглазой звериной маске. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.
Во второй половине XXVI века до нашей эры в Минусинской котловине складывается окуневская археологическая культура, просуществовавшая около 800–850 лет (до XVIII века до нашей эры). Основу хозяйства окуневцев составляло скотоводство с заметной ролью охоты и рыболовства. Из металлов они были знакомы с медью, иногда встречаются изделия из серебра. До наших дней сохранились многочисленные памятники окуневской культуры, которые в основном представляют собой погребальные и поминальные комплексы, хотя известны и более необычные памятники, например, горные крепости-све, долгое время считавшиеся средневековыми.
Яркой чертой окуневской культуры выступает искусство, например, выбитые или нарисованные охрой изображения на скалах, объемные стелы, изображения на плитах, в том числе на погребальных ящиках, а также многочисленная мелкая пластика. Некоторые из антропоморфных изображений окуневцев позволили ученым говорить о существовании у них (и представителей нескольких других культур) культа солнцеголовых.
Евгений Богданов (Evgeny Bogdanov) из Института археологии и этнографии СО РАН представил результаты исследования двух каменных стел, относящихся к окуневской археологической культуре. Ученые обнаружили эти два произведения монументального искусства во время раскопок в Аскизском районе Республики Хакасия оград тагарской культуры, сооруженных вокруг курганов могильников Уйтаг-3 и Скальная-6.
На памятнике Скальная-6 археологи обнаружили стелу из песчаника высотой 2,3 метра и шириной 1,5 метра. На ней исследователь зафиксировал фрагменты антропоморфной личины. Они представлены абрисом головы, рельефным ртом в форме полумесяца, а также тремя линиями между ртом и носом — возможно, это крепление маски. Большая же часть изображения оказалась уже разрушена. Богданов отметил, что эта стела была установлена изображением наружу, что строители кургана, возможно, сделали осмысленно.
Второе изваяние создано из красного песчаника. Похоже, первоначально оно достигало в высоту не менее 2,5 метра. Однако до наших дней стела сохранилась лишь в виде обломка размером 1,4×0,47×0,26 метра. На ее ребре высечено антропоморфное лико с рельефно выраженным подбородком, широким носом и ртом, представляющим собой углубление в виде полумесяца. Поперек носа изображены три горизонтальные линии, а выше них — два глаза в виде концентрированных кружков. Еще один глаз находится на лбу. Изображение дополняют рога, звериные уши и некоторые другие элементы.
Богданов заострил внимание на второй стеле. По его мнению, это изваяние может быть образцом-эталоном, по которому впоследствии делали многие другие. Изображенный на нем образ представляет собой мужчину-шамана в головном уборе, на лице которого находится звериная маска. По мнению археолога, образ, изображенный на стеле, отражает три ипостаси. Нижняя часть лица — человеческую, третий глаз — «потустороннюю», а рога и уши — звериную.
В прошлом году на N + 1 рассказывали о раскопках кургана-5 могильника Уйтаг-3, где нашли одно из изваяний. Тогда исследователи сообщили, что погребальное сооружение относится сразу к трем археологическим культурам. В эпоху энеолита / ранней бронзы здесь хоронили своих умерших афанасьевцы, а в более поздние времена — носители тагарской и тесинской культур.