Длиннохвостые макаки могут отказываться от пищевого вознаграждения, если видят, что другой обезьяне дают более вкусную еду. Исследование немецких ученых показало, что дело не в чувстве несправедливости: макаки гораздо чаще отказывались от худшего угощения, когда его предлагал человек, чем когда автоматический раздатчик. Когда во время теста рядом с макаками был сородич, который за те же действия получал более вкусное угощение, обезьяны протестовали даже меньше. Видимо, все дело в социальном разочаровании: макакам не нравится, что человек, который может дать им хорошую пищу, дает еду похуже. Результаты опубликованы в Royal Society Open Science.
В 2003 году приматолог Франс де Вааль (Francis de Waal) и психолог Сара Броснан (Sarah Brosnan) провели эксперимент с капуцинами. Они сажали двух обезьян из одной группы в комнату, где те должны были выполнять простое задание — давать экспериментатору жетон в обмен на награду — огурец. Пока оба капуцина получали огурцы, все шло нормально. Но в какой-то момент одной из обезьян дали виноград, который намного вкуснее. Вторая обезьяна видела это, но когда она в очередной раз отдала жетон исследователю, она снова получила огурец. Спустя несколько таких попыток обделенная обезьяна начинала протестовать, отказывалась от награды и иногда даже бросала огурец в сторону экспериментатора.
Тогда исследователи пришли к выводу, что у нечеловеческих приматов, как и у людей, есть представление о справедливости и неравенстве. В дальнейшем подобные эксперименты проводили с другими обезьянами, собаками, волками, крысами и врановыми птицами — многие из них в той или иной степени демонстрировали непринятие неравенства. Шимпанзе, бабуины и капуцины в некоторых случаях протестуют даже тогда, когда получают лучшую награду, чем их сородич. А вот орангутаны, ночные и беличьи обезьяны, тамарины и рыбы-чистильщики на несправедливость, судя по экспериментам, не реагируют. Возможно, частично это объясняется одиночным образом жизни этих животных: у них нет большой необходимости сотрудничать.
Так или иначе, однозначной интерпретации бунту животных, с которыми обошлись несправедливо, разные исследователи дать не могли. Об абстрактном представлении о равенстве и неравенстве можно говорить только в том случае, если животные действительно сравнивают награду, которую получили они, с наградой, которую получил их конспецифик. Впоследствие появились и другие гипотезы: среди них гипотеза ожидания еды и гипотеза социального разочарования. Первая предполагает, что животное расстраивается, когда видит более ценную пищу, а получает — менее ценную. Вторая заключается в том, что животное ждет, что экспериментатор поступит с ними хорошо и предложит самую лучшую награду (если этого не происходит, оно расстраиваются).
Гипотезу социального разочарования предложили авторы эксперимента с шимпанзе. Награду в том эксперименте предоставлял либо человек, либо машина — и во втором случае обезьяны реже отказывались от еды. Присутствие рядом сородича, который получал лучшую награду, не привело к увеличению отказов, то есть гипотеза непринятия неравенства не подтвердилась.
Команда Роуэна Титченера (Rowan Titchener) из Немецкого центра приматов решила выяснить, как обстоят дела со справедливостью у длиннохвостых макак (макаки-крабоеды, Macaca fascicularis) и проверить на них гипотезу социального разочарования. Предыдущие исследования обнаруживали у макак неприятие неравенства, но теперь ученые захотели разобраться в причинах.
Для макак ученые адаптировали дизайн эксперимента с шимпанзе. Макаки дергали за рычаг и получали не очень ценную пищевую награду; в половине испытаний рядом сидела другая макака, которая тоже дергала за рычаг, но ее награда была лучше. Награды распределял либо человек, либо машина. Эксперимент таким образом мог идти по одному из четырех сценариев. В исследовании участвовало 14 обезьян: 12 испытуемых и 2 в роли партнеров. Сначала авторы хотели обойтись одним «партнером» — самцом макаки среднего ранга по имени Илья, но во время эксперимента Илью исключили из социальной группы. Тогда ученые заменили его на Линуса — другого самца среднего ранга.
Макак разделили на две группы — семь особей получали награду от человека, а пять — от машины на протяжении всего исследования. Перед тем, как нажать на рычаг, обезьяны видели и вкусную, и не очень вкусную еду, но не знали, что достанется им. В случаях, когда рядом с ними был сородич, он выполнял задачу первым и всегда получал лучшую еду. Всего испытаний было двенадцать — шесть одиночных и шесть с партнером. Кроме этого, десять особей затем прошли и контрольные тесты с партнером, но теперь партнеру предлагалась такая же (не самая вкусная) еда.
Макаки, которым предлагал награду человек, отказывались от еды в 16,7 процентах случаев в испытаниях с партнером и в 25 процентах случаев в испытаниях без него. Те обезьяны, которые получали награду от машины, не отказывались от еды в испытаниях с партнером, а когда его не было, отказывались в 4,2 процентах случаев. То есть присутствие партнера, который получал лучшую награду, не вызвало у обезьян большего возмущения: напротив, в этих случаях они реже отказывались от еды. Также самцы отказывались от еды чаще самок: в 41,7 процентах случаев против 8,3 процентов.
В контрольных испытаниях, когда и испытуемый и партнер получали одинаковую еду, макаки практически никогда не отказывались от награды, независимо от того давал ли ее человек, или машина. Это можно было бы связать с тем, что в контрольных тестах распределение было справедливым, однако исследователи полагают, что в них обезьяны просто не знали, что награда может быть лучше — и поэтому не протестовали.
В итоге исследователи пришли к выводу, что для макак дело не в несправедливости, а в отношении к ним человека: если они видят, что он может дать им более вкусную еду, то будут ожидать именно этого. Помимо этого влияют и другие факторы, многие из которых еще предстоит прояснить.
Макаки-крабоеды в Храме Улувату на Бали воруют личные вещи туристов и возвращают их только в обмен на еду. Они сообразили, что выгоднее отнимать у людей более ценные вещи, чтобы выторговывать более вкусную пищу.