Биоархеологи провели анализ изотопного состава 99 зубов, найденных на анатолийских памятниках Пынарбаши, Бонджуклу и Чатал-Хююк и охватывающих продолжительный период от эпипалеолита до керамического неолита. Оказалось, что подавляющее большинство исследованных людей выросли в том же районе, где нашли их останки. Учитывая результаты прошлых палеогенетических исследований, ученые пришли к выводу, что древним жителям этих поселений удавалось избежать инбридинга, несмотря на небольшую численность населения и низкую мобильность. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В конце эпохи плейстоцена и в начале голоцена популяции Юго-Западной Азии постепенно начали вести более оседлый образ жизни. Наиболее показательна в этом отношении натуфийская археологическая культура, которая существовала в Леванте еще в эпоху эпипалеолита (около 15–11,7 тысячи лет назад). Так, натуфийцы продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но при этом уже порой жили в достаточно крупных для своего времени поселениях на протяжении продолжительного времени.
Не позднее X тысячелетия до нашей эры в регионе, получившем название Плодородный Полумесяц, начался процесс перехода от присваивающего хозяйства (охота, собирательство и рыболовство) к производящему (земледелие и животноводство). Этот период в научной литературе обозначается как докерамический неолит и характеризуется тем, что люди еще не умели изготавливать керамическую посуду, присваивающее хозяйство в их жизни продолжало играть важную роль, а сами они обычно проживали в небольших поселениях. Однако уже в VIII тысячелетии до нашей эры стали появляться крупные поселения с большим количеством населения, самым известным примером чему выступает знаменитый Чатал-Хююк (подробнее о нем в материале «Хозяйка двойной горы»).
Джессика Пирсон (Jessica Pearson) из Ливерпульского университета совместно с коллегами из Австралии, Великобритании, Дании, Польши, США, Турции и Франции провела анализ изотопного состава стронция и кислорода в останках 99 человек, найденных на трех расположенных недалеко друг от друга анатолийских археологических памятниках: Пынарбаши, Бонджуклу и Чатал-Хююк. Первый представляет собой стоянку охотников-собирателей эпохи эпипалеолита и охватывает два хронологических интервала: XIV–XII и X–IX тысячелетия до нашей эры. Второй представляет собой поселение эпохи докерамического неолита и датируется IX–VIII тысячелетиям до нашей эры. Чатал-Хююк же — крупное поселение, возникшее около 7400–7100 годов до нашей эры, то есть в эпоху керамического неолита.
С помощью изотопного анализа ученые решили выяснить, происходили ли люди из тех же мест, где их похоронили. В результате этого исследования они установили, что 92 из 99 человек провели свое раннее детство на Ликаонской равнине (плато Конья), которое представляет собой дно высохшего озера эпохи плейстоцена (то есть палеоозеро), где и находятся все три памятника. Причем оказалось, что все индивиды из Пынарбаши и Бонджуклу, судя по изотопному составу их останков, проживали в пределах бассейна палеоозера. Единственным потенциальным исключением может быть одна женщина из Бонджуклу.
Однако среди похороненных в Чатал-Хююке людей оказались те, у кого изотопный состав останков указывал на то, что часть своей жизни они провели за пределами района палеоозера. Так, несколько человек, судя по соотношению стронция-87 и стронция-86, провели свое детство в Таврских горах или на известняковых террасах. Примечательно, что обитатели стоянки Пынарбаши, которая ближе всего находится к известняковым террасам, такой изотопной подписью не обладают.
Мобильность некоторых людей из Чатал-Хююка, по мнению исследователей, может быть связана, например, с выпасом овец или сбором растений в более радиогенных зонах. Возможно, дети были мобильными в определенные сезоны, причем это повторялось ежегодно. Авторы работы отмечают, что отдельные группы людей из Чатал-Хююка могли заниматься хозяйственной деятельностью за пределами бассейна палеоозера. Это согласуется с более ранними интерпретациями, что некоторые люди из этого поселения занимались специализированной деятельностью, а также может отражать рост независимости домохозяйств.
Однако не во всех древних культурах люди избегали инбридинга. Так, недавно палеогенетики выяснили, что на Крите в эпоху бронзы часто практиковались браки между близкими родственниками, например, между двоюродными братьями и сестрами.